Исследуйте Манеж в Москве: история, экспозиции и уникальные факты

В глубине исторической столицы России, среди множества архитектурных шедевров и символов национальной культуры, возвышается Московский Манеж — уникальное здание, несущее на плечах годы истории, культурных событий и перемен.

Этот величественный комплекс, воплощающий в себе память и динамизм, раскрывает перед нами не только свои многогранные архитектурные черты, но и значимость для общественной жизни, искусства и образования.

В этой статье мы отправимся в путешествие в прошлое и настоящее Московского Манежа, чтобы узнать о его уникальной истории, культурном влиянии и важной роли в современной культурной панораме столицы.

Общие сведения

Московский Манеж, также известный как Центральный выставочный зал Манеж, представляет собой историческое здание, расположенное на Манежной площади в Москве.

Этот архитектурный комплекс, официально включенный в Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейно-выставочное объединение Манеж», имеет богатую историю и сильное культурное значение.

В 2004 году Манеж пережил серьезный пожар, после которого он был перестроен под руководством архитектора Павла Андреева. Результатом стала современная реконструкция, которая добавила зданию подземный этаж для расширения выставочных и хозяйственных площадей.

Сейчас Манеж продолжает служить площадкой для организации выставок, концертов, лекций и других культурных событий.

Историческая справка

В этом разделе мы погрузимся в уникальное прошлое места, которое сейчас известно как Манежная площадь и его окрестности. Пройдемся по страницам времени, чтобы узнать о знаковых событиях, которые оказали влияние на становление и развитие этой исторически значимой территории.

Экзерциргауз

Манеж связан с московским пожаром 1812 года, когда часть деревянных зданий была уничтожена. Созданная в 1813 году «Комиссия для строительства Москвы» решила восстановить эти здания как единый классицистический комплекс. Манеж был одним из зданий по этому плану.

В 1816 году Александр I приказал строить Экзерциргауз (Манеж). Из-за успешного возвращения русских войск из Парижа в 1814 году, император организовывал военные парады и маневры.

Здание манежа было предназначено для тренировок войск до 2000 человек. Оно также удобно располагалось рядом с Кремлем.

В 1817 году архитектор Августин Бетанкур получил задание разработать проект Манежа. Он создал здание шириной 45 метров без внутренних опор благодаря специальным стропилам и деревянным фермам.

Интерьер был спланирован для видимости и открытости. Зарубежные инженеры приезжали в Москву, чтобы изучить эту уникальную систему перекрытий Манежа. Подготовка к строительству началась весной того же года до утверждения проекта. Работы вела команда под руководством инженера Льва Карбонье.

Проект был утвержден в июле, стоимость оценена примерно в 964 038 рублей. Для проекта использовались длинные стропила, привезенные из разных регионов России. Из-за ограниченного времени требовалось много рабочих: к июлю 1817 года их число составило около 600, затем увеличилось до 800.

Строительство стен и крыши закончили в октябре, а установку стекол начали в ноябре. Окончательная отделка завершилась в 1824-1825 годах. Во время строительства верхний этаж был покрыт слоем махорки толщиной около полуметра для защиты от вредных насекомых и грызунов.

Сотрудники музея говорят, что слой махорки был сожжен впоследствии революционерами во время Октябрьской революции или в период голода во Второй мировой войне. Для замены махорки на чердаке были использованы опилки, но это решение оказалось менее эффективным в предотвращении повреждений от вредителей и влаги.

30 ноября (12 декабря) 1817 года, в праздничный день пятилетия победы над Наполеоном, было торжественно открыто здание Экзерциргауза в присутствии императора и проведен военный парад.

О «Московских ведомостях» сообщалось: «Строительство началось с весны текущего года. Здание имеет длину 81 сажень, ширину – 25 сажен, стены – 5 аршин. Особенно поразительна конструкция потолка, который не имеет внутренних опор и удерживается только на стропилах, разработанных генерал-лейтенантом Бетанкуром. Это уникальное здание привлекает внимание».

На фасаде установлена мемориальная доска: «Здание манежа построено в 1817 году в память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года». Согласно архитектурному критику Григорию Ревзину, программа Александра I, в рамках которой строились здания в стиле русский ампир, стремилась показать связь с Римской империей и продемонстрировать наследие культурных традиций.

Модернизация, реконструкция

Из-за спешки строительства возникли угрозы для качества работ и будущего здания. В июле 1818 года стропильные фермы Манежа начали трескаться, связывая повреждения с жарой, пересушившей дерево, но также указывая на спешку, недочеты и ошибки в проекте.

В 1819 году архитектор Бетанкур попросил Александра I о реконструкции крыши. Дополнительные средства выделили на ремонт в 1823 году. Специальная Комиссия начала проверку конструкции крыши лишь в 1823 году. В 1823-1824 годах крышу перестроили под руководством инженера Бауса и с поддержкой Кашперова, улучшив стропила и увеличив их количество с 30 до 45.

В 1819 году Карбонье предложил дизайн лепнины для фасада, но он не был реализован из-за реконструкции. Осип Бове начал отделку в 1824 году, добавив скульптурный декор на фасаде в 1825 году, символизирующий победу и основанный на античных военных доспехах.

В 1838 году церковь рядом с Манежем была разобрана по приказу Николая I, а её алтарь перемещен в ротонду, пристроенную к фасаду в 1838 году. В 1904 году архитектор Рерберг провел реставрацию здания.

Период Советского Союза

После революции Манеж использовали как казарму, затем он служил гаражом для правительственных автомобилей. По одной версии, Осип Бове отказался от украшения фронтонов скульптурой, что трактовалось как художественное восстание.

В 1920-х здание сильно пострадало: балки просели на метр. В 1930 году при реставрации их укрепили металлическими листами и колоннами, что изменило внутреннюю планировку. В 1941 году немецкая бомба нанесла незначительный ущерб. В 1953 году начались серьезные реставрационные работы, восстановив барельефы и убрав ремонтные устройства.

С 1957 года Манеж стал местом для выставок, концертов и других мероприятий. В 1960-х прошла авангардистская выставка «30 лет МОСХ», критикуемая Хрущёвым. В 1967 году Манеж получил статус Центрального выставочного зала. С 1967 по 1981 год провели 110 выставок с 22 миллионами посетителей.

После распада СССР

В 1990-х после образования Российской Федерации роль Манежа осталась почти неизменной.

В это время в здании регулярно проходила Московская международная художественная ярмарка «ART-МИФ», которая символизировала возрождение авангардного арт-рынка в постсоветской России. В 1990 году состоялась выставка «Авангард 20/90».

С 1996 года Манеж организует ежегодную художественную ярмарку «АРТ-Манеж». На выставке «Арт Манеж — 98» художник Авдей Тер-Оганьян провёл перформанс «Юный безбожник», который вызвал уголовное дело из-за разрушения православных икон и обвинений в разжигании религиозной вражды.

Пожар 2004 и реконструкция

14 марта 2004 года, в день президентских выборов, произошёл серьёзный пожар в Манеже. Пожар классифицировали как особо сложный. В его тушении погибли два пожарных. Огонь уничтожил большую часть работ 92 российских театральных художников и современных художников галереи «Манеж», размещенной на первом этаже. Крыша полностью сгорела, неповрежденными остались только стены.

На следующий день мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что исключает версию поджога. Он отменил результаты инвестиционного конкурса по реставрации, а новый проект реставрации планировалось финансировать из бюджета города. Мэрия намеревалась не реставрировать, а воссоздать здание заново.

Реставрация проходила с 2004 по 2005 год. Здание открыли 18 апреля 2005 года. Осуществили реконструкцию с установкой лифтов, стеклянных ограждений, а также воссоздали внешний декор по оригинальным чертежам. Кроме того, появились новые элементы, такие как кафе, ресторан и конференц-зал.

Некоторые архитекторы и искусствоведы считают, что эти изменения искажают первоначальный замысел и привели к появлению «новодела». В период реконструкции также возникли общественные дискуссии по поводу решений восстановления.

Архитектурные особенности

Фасады, разработанные Осипом Бове, демонстрируют его авторство в архитектуре. Они представляют собой классический дизайн, включающий аркады окон, расположенные между тосканскими колоннами, а также рельефные элементы.

Этот дизайн обеспечивает возможность прозрачного взгляда на внутреннее пространство здания, так как командиры должны были быть в состоянии наблюдать за каждым гвардейцем и его конем.

Выставочный зал Манеж сегодня

Начиная с 1831 года, в Манеже прозвучали не только звуки сапог и копыт, место стало хозяином концертов и выставок. Здесь даже состоялась известная «бульдозерная» выставка, которую жестко осудил Н. С. Хрущев. На сегодняшний день площадь Манежа разделена на различные экспозиции, демонстрирующие работы выдающихся современных российских художников.

К юбилею, связанному с 200-летним существованием Манежа, была подготовлена обширная и интересная выставка под названием «Гений Места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории». Эта выставка детально охватывает все этапы жизни этого прекрасного архитектурного объекта в центре столицы, по сути, отслеживая его историю на каждом шагу.

Центральный выставочный комплекс на Манежной площади представляет лишь часть музейно-выставочного комплекса «Манеж». В его состав также входят другие объекты, включая выставочный центр «Рабочий и колхозница» на проспекте Мира, который рассказывает о известном памятнике.

В вестибюле установлен огромный молот рабочего, идя вверх по наклонной дорожке, посетители получают новую и неожиданную информацию о «Сталинском Ампире», узнают, как зарождалась идея и как была создана масштабная скульптура. Документы рассказывают об отваге создателей в борьбе за своё творение, о их победе, постепенном уничтожении памятника и его восстановлении в 2009 году

Средняя стоимость билета

Стоимость полного билета варьируется в зависимости от конкретной выставки и начинается от 400 рублей. Более подробные сведения о ценах на другие выставки и мероприятия можно найти на официальном сайте Манежа.

График работы

Режим работы: со вторника по воскресенье с 12:00 до 22:00, прием посетителей до 21:00. Понедельник — выходной день.

Как доехать

Если вы предпочитаете поездки на метро, то наиболее близкими станциями будут:

  • «Арбатская»,
  • «Александровский сад»,
  • «Библиотека им. Ленина»
Центральный выставочный зал «Манеж» в МосквеМосква

Для тех, кто выбирает наземный транспорт оптимальной будет остановка “Библиотека имени Ленина”, до которой можно доехать на следующих маршрутах:

  • М1,
  • М2,
  • М3,
  • М6,
  • 144

Достопримечательности поблизости

В непосредственной близости к Манежу расположены следующие достопримечательности:

  • Александровский сад — Исторический парк и сквер.
  • Московский Кремль — Историческая крепость и символ России.
  • Исторический музей — Богатые коллекции русской истории.
  • Охотный ряд — Историческая пешеходная улица.
  • Мемориальный музей-квартира К. А. Тимирязева — Дом ученого с экспозицией.
  • Галерея Ильи Глазунова — Художественная галерея с творчеством Глазунова.
  • Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — Искусство от древности до современности.

Рестораны, бары и кафе

Недалеко от достопримечательности находятся такие заведения общественного питания, как:

  • Niki — Уютное кафе с разнообразным меню.
  • Eat & Talk — Кафе с возможностью перекусить и пообщаться.
  • Il Letterato — Ресторан с гастрономической кухней.
  • Долмама — Ресторан национальной кавказской кухни.
  • Café 1892 — Уютное кафе с атмосферой старинной Москвы.
  • Корчма Тарас Бульба — Ресторан с национальной кухней и атмосферой.

Вывод

Московский Манеж является не только историческим зданием с богатой и интересной историей, но и современной культурной площадкой, на которой сливаются прошлое и настоящее.

С начала своего существования как место для военной подготовки до становления важнейшим центром культурных мероприятий, Манеж сохраняет свою значимость и влияние на московскую и российскую культурную жизнь.

Его история пожара и последующей реконструкции служит примером упорства и стремления сохранить и восстановить культурное наследие, делая Московский Манеж настоящим символом гармоничного сочетания истории и современности.

Оцените статью
Где в Москве
Добавить комментарий