Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

В самом южном уголке столичной Москвы раскинулся удивительный музейно-парковый комплекс — Царицыно, представляющий собой архитектурное наследие XVIII–XIX веков. Сердцем этого уникального ансамбля является Большой Царицынский дворец, великолепие которого дополняют многочисленные павильоны, оранжереи, пруды и скульптурные композиции. История этого места тесно переплетена с бурными событиями российского прошлого, начиная с эпохи правления императрицы Екатерины II и до наших дней.

От сокровищницы архитектурного искусства до природных уголков великолепного парка, «Царицыно» предоставляет посетителям уникальную возможность окунуться в атмосферу царской эпохи, полюбоваться величественными зданиями и насладиться живописными ландшафтами. В этой статье мы погрузимся в историю, архитектуру и удивительные детали этого музейного комплекса, раскрывая его богатое наследие и привлекательность для всех, кто стремится открыть для себя величие российской культурной истории.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Общие сведения

Царицыно — это дворцово-парковый комплекс, расположенный на юге Москвы и построенный по указу императрицы Екатерины II в 1776 году. Музей-заповедник «Царицыно», занимающий площадь более 100 гектаров, находится на холмистой местности, пересеченной оврагами, где ранее находилась усадьба князей Кантемиров. Территория комплекса и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада — Царицынскими прудами, а с востока — комплексом оранжерей.

Музей-заповедник «Царицыно» является значимым представителем так называемой «русской готики» (псевдоготики). Его создание заняло 20 лет, при участии двух выдающихся архитекторов своего времени — Василия Баженова и Матвея Казакова. Царицыно представляет собой самую крупную псевдоготическую постройку XVIII века в Европе и единственный дворцовый комплекс в этом стиле. Он оказал значительное влияние на русское зодчество, став отправной точкой для создания множества архитектурных сооружений в различных частях бывшей Российской империи в конце XVIII и начале XIX века.

Музей-заповедник «Царицыно» включает в себя Царицынский пейзажный парк, который был создан параллельно с дворцовым комплексом. Этот парк является одним из первых пейзажных парков в России за пределами Санкт-Петербурга и важной частью дворцово-паркового ансамбля. Информация предоставлена kudamoscow.ru, ресурсом, освещающим лучшие события Москвы.

Историческая справка

В конце XVI века на территории, где теперь расположен дворцово-парковый ансамбль Царицыно, находилась пустошь Черногрязская, отнесенная к селу Коломенское. Эта земля принадлежала Ирине Фёдоровне, жене Фёдора I Иоанновича, из рода Годуновых. Этот исторический факт объясняет происхождение названия «Цареборисов пруд», который был самым крупным в этой местности и славился выловом крупных и редких рыб.

В середине XVII века на территории Черногрязской пустоши появилась усадьба, основанная представителями рода Стрешневых, которые построили здесь свой двор. Земли перешли к ним после событий Смутного времени и вступления на трон первого из Романовых — Михаила Фёдоровича. В 1680-х годах родственники второй супруги царя построили деревянную церковь, посвященную иконе Божией Матери «Живоприемный источник».

Из-за появившейся церкви на Черногрязской пустоши поселение стали называть Богородским. Вскоре усадьба перешла в собственность Александра Васильевича Голицына, сына Василия Васильевича. Под его руководством здесь был построен большой дом, а вокруг него появились роща, сад и каскад прудов. Однако владение Голицыных не продлилось долго из-за прихода к власти Петра I, который конфисковал их имущество.

В начале XVIII века Петр I пожаловал некоторые земли, включая Богородское село, своему союзнику Дмитрию Константиновичу Кантемиру за его участие в Русско-турецкой войне. Кантемир осуществил реконструкцию деревянной церкви, заменив ее на каменную, и построил необычный для того времени дом в стиле «китайского манера» на холме. После перехода Богородского в собственность его наследников, на территории появились фруктовые сады и оранжерея с экзотическими фруктовыми деревьями.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

История этой местности получила новый поворот при Екатерине Великой, которая приобрела усадьбу и переименовала ее в Царицыно. Императрица решила создать здесь свою загородную резиденцию и для этого пригласила отечественного зодчего Василия Ивановича Баженова для разработки проекта. Екатерина Великая выразила свое желание видеть дворец в стиле готики и парк в пейзажном стиле. В 1776 году начали строительство резиденции.

Строительство продолжалось девять лет. Следуя предпочтениям императрицы, Баженов создал архитектурный ансамбль Царицына в стиле «нежной готики», сочетая московское барокко с классическим стилем. План Баженова включал в себя целый городок с полдюжиной императорских дворцов в центре и различными хозяйственными постройками, павильонами и сооружениями для прислуги вокруг них.

Несмотря на то, что постройки были размещены по всей территории Царицыно, уникальность баженовского проекта заключалась в создании иллюзии единого сооружения, стремящегося к длине 400 метров при удалении от Большого дворца. Это достигалось плавным увеличением объемов других построек по мере отдаления от центрального здания. Несмотря на грандиозность и понравившийся императрице проект Василия Ивановича, в процессе строительства постоянно возникали трудности.

Основной трудностью, с которой столкнулся Василий Иванович Баженов, было ограниченное финансирование. Для поддержания строительства архитектор вынужден был обращаться за кредитами, погружаться в долги и, в конечном итоге, продать свой московский дом. Тем не менее его труды не произвели впечатление на императрицу. Прибыв в Царицыно окольными путями раньше запланированного срока, она была разочарована тем, что строительство, задуманное на три года, продолжалось почти десять.

Еще большее недовольство вызвали готовые постройки. После осмотра Большого дворца Екатерина Великая была раздосадована из-за «пустой» траты денег, так как, по ее мнению, помещения зала были слишком тесными, низкими, узкими и темными. Она распорядилась разрушить дворец и построить на его месте новый. Таким образом, Баженов был удален с проекта строительства дворцово-паркового ансамбля, и его место занял ученик Матвей Казаков.

После разборки части сооружений Царицыно начало строиться по проекту Казакова. Зодчий старался сохранить некоторые элементы от проекта Баженова, однако внес существенные изменения, соответствуя новым предпочтениям императрицы, в том числе популярности классицизма и другим факторам. Строительство Царицына продолжалось до 1796 года, который отметился смертью Екатерины II.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

К моменту смерти императрицы Большой Царицынский дворец был практически завершен снаружи, но полностью пуст внутри. После того как новый правитель Российской империи, Павел I, посетил Царицыно, он проявил недовольство увиденным и издал указ о прекращении строительных работ в этом месте. Таким образом, усадьба, над которой работали десятилетия, так и не стала императорской резиденцией.

Вскоре после перехода Царицыно под государственный контроль его сооружения стали подвергаться разрушению, а парк начал высыхать. При Александре I вход в местный парк стал открытым для всех желающих, и Царицыно стало популярным местом для загородных прогулок. Здесь были возведены павильоны для отдыха, чайные домики и гостиничный дом. Однако доходы от этого были невелики, и в 1860-х годах усадьба была передана Удельному ведомству.

После национализации Царицыно части сооружений дворца и участки земли стали сдаче в аренду, чаще всего под строительство дач. Таким образом, усадьба превратилась в элитный посёлок Новое Царицыно, привлекая государственных деятелей, известных писателей, художников и других творческих личностей. Среди посетителей были Достоевский, Тютчев, Чехов, Чайковский и Бунин, который здесь встретил свою будущую супругу.

Советский период

Со временем, после свержения монархии и прихода к власти советов, Царицыно и его новый дачный поселок преобразились в Ленино. В конфискованных дачах были организованы коммунальные квартиры, а Первый кавалерский корпус стал местом для местной власти, а затем исполнительного комитета Ленинского района Московской области. Здание Большого дворца и других построек оставались бездействующими из-за их полуразрушенного состояния.

На территории усадьбы Ленино появились сельский клуб с кинотеатром, дом культуры и музей. В 1960-х годах посёлок был включён в состав Москвы. Жителей коммунальных квартир переселили в новые дома, а историческое Царицыно было объявлено заповедной зоной. Однако здание Большого Царицынского дворца стало необычным скалодромом, где проводились тренировки скалолазов.

В 1980-х годах большую часть зданий передали в ведение Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, после чего началась их реставрация. Однако восстановительные работы не затронули Большой Царицынский дворец, Кухонный корпус и павильоны в парке. В 1992 году музей-заповедник «Царицыно» открыл свои двери и впоследствии был включен в список объектов культурного наследия федерального значения.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Современность

Последняя реставрация царицынских сооружений прошла в 2005—2007 годах. Основным событием этого периода стало восстановление Большого Царицынского дворца. Впервые за всю историю его существования внутренние помещения были обустроены, сохранив стиль XVIII века. Дворцово-парковый комплекс официально открылся 2 сентября 2007 года, в честь 860-летия столицы, и стал популярным местом отдыха для жителей города и его гостей.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Архитектурные особенности

Архитектурные особенности дворцово-паркового ансамбля Царицыно, разработанные Баженовым, выражаются в его ансамблевом характере: строения расположены таким образом, что при различных точках обзора они формируют гармоничные «дуэты» и «трио», взаимодействуя с окружающим ландшафтом.

Эта уникальная черта, в сочетании с оригинальным внешним видом даже придворных построек, придала дворцово-парковому комплексу статус «театра архитектуры» еще в период Екатерины Великой.

Большой Царицынский дворец

Большой Царицынский дворец, находящийся на территории государственного музейного комплекса «Царицыно», представляет собой архитектурный ансамбль, сочетающий элементы псевдоготического и классического стилей. Этот комплекс имеет композиционный центр в виде Большого Царицынского дворца, который протягивается на 145 метров и имеет ширину около 42 метров. Здание выполнено из кирпича в основе и украшено белым камнем.

В начале XXI века дворец был тщательно восстановлен в соответствии с проектами Баженова, за исключением крыши и украшенных башен. Отказавшись от баженовской черной крыши, которая ассоциировалась с гробом, современные архитекторы вернули зданию кровлю, спроектированную Казаковым в 1780-х годах, но отвергнутую императрицей. Теперь у здания дворца светло-зелёная крыша с позолотой и ажурными башнями.

Несмотря на внешнее сходство с готическим замком, внутри дворца преобладают элементы классического стиля. Этот выбор стилевого решения объясняется тем, что к концу XVIII века классицизм стал преобладающим направлением в архитектуре. Реставраторы стремились воссоздать атмосферу того времени в интерьерах дворца с его величественной галереей.

Структура здания включает симметричные крылья с обеих сторон, предназначенные для личных комнат императрицы и ее сына Павла. Центральная часть служит связующим звеном, в то время как внешний вид дворца привлекает внимание своей симметрией и богатством декоративных элементов: полуколонн, башен, сандриков, аркад и т.д. Главный вход украшен колоннадой.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Хлебный дом или кухонный корпус

На территории дворцово-паркового ансамбля, помимо Великого Царицынского дворца, можно обнаружить более десятка замечательных сооружений. Кухонный корпус, также известный как Хлебный дом, представляет собой одну из интересных построек, сохранившихся с времен Екатерины II. Его задачей было обеспечение пищей хозяев и гостей дворца, предоставляя восемь кухонь и несколько десятков кладовок.

Это двухэтажное здание с внутренним двором, получившее своё второе имя, Хлебный дом, из-за рельефных изображений хлеба и соли на фасаде. Над ними выделены начальные буквы слов «хлеб» и «соль». Буква «Х» в этом контексте представляет собой скрещенные линейки, символ тайного масонского общества, к которому принадлежал архитектор Василий Иванович Баженов.

По задумке Баженова, Кухонный корпус, несмотря на своё предназначение, объединяет черты арсенала, замка и итальянского городского дворца-особняка XIII—XVI веков. Это уникальное сооружение, не имеющее аналогов в России. По плану Хлебный дом представляет собой закругленный квадрат. Во время перестройки дворцово-паркового ансамбля Казаковым крыша была заменена на железную.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Арка-галерея

Между Великим Царицынским дворцом и Кухонным корпусом расположена Арка-галерея, с которой начался процесс реставрации комплекса в 1980-х годах. Это сооружение представляет собой галерею с центральной аркой, которая привлекает внимание своим декоративным оформлением. Особенностью постройки является ее чисто декоративная функция. Арка-галерея с проемом, украшенным шипами, и изысканными опорами придает впечатление сказочной декорации из народных сказок.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Фигурные, или Виноградные ворота

Виноградные ворота, также известные как фигурные ворота, представляют собой арку, ставшую символом Царицына и разделяющую две части парка — дворцовую и пейзажную.

Их также иногда называют Виноградными из-за декоративного элемента в виде висящего в центре проема виноградного гроздья. Это сооружение дошло до нас в первозданном виде, сохраняя задумку Баженова, за исключением утраченных скульптурных деталей, которые пропали в прошлые века.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Оперный дом, или Средний дворец

Средний дворец, также известный как Оперный дом, считается одним из наиболее изысканных творений архитектора. Построенный в 1776—1778 годах, он предназначался для проведения скромных приемов и церемоний, а также для постановки спектаклей для императорской семьи. Внесенные декоративные элементы обладают тщательной проработкой, придавая зданию легкость и сказочность.

Особенно привлекает внимание парапет Оперного дома с изысканным рисунком двуглавых орлов, выполненных из белого камня. Аналогично Хлебному дому, на фасаде Среднего дворца расположены изображения, ассоциирующиеся с масонскими символами, включая астрономические знаки и «лестницы вольных каменщиков» — обелиски с острыми штырями. Центральная часть здания представляет собой двусветный зал с пристроенными к нему аванзалами.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Полуциркульный дворец и холм-пирамида

На вершине холма-пирамиды располагается Малый дворец, который воспроизводит форму холма и представляет собой самую компактную из царицынских дворцовых построек, созданных Василием Ивановичем Баженовым. По сравнению с другими дворцами, этот выделяется более сдержанным декором. На фасаде примечателен только вензель с изображением Екатерины II, который сегодня служит эмблемой Государственного музея-заповедника «Царицыно».

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Кавалерские корпуса

Кавалерские корпуса представляют собой три одноэтажные постройки, чье первоначальное предназначение остается неизвестным. Эти сооружения были построены в XIX веке.

Первый корпус имеет квадратную форму, второй — восьмигранную. Их украшают композиции из звездочек, трехлистных растений и лучей, предположительно, также имеющих отношение к масонству. Третий корпус, построенный с полуротондой, оформлен в стиле Малого дворца.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» была построена из камня в XVIII веке в Царицыне, заменяя старую деревянную церковь, еще до начала строительства дворцового комплекса по заказу Дмитрия Кантемира. Храм, расположенный на севере дворцовой площади и выполненный в стиле елизаветинского барокко, обладает характерными чертами для своего архитектурного стиля. Восьмигранный центральный объем с серой кровлей завершается позолоченным куполом.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Большой мост через овраг

Возвышающийся над оврагом, Большой мост, построенный в период с 1778 по 1784 год, часто известен как «Готический». Его арки, напоминающие порталы готических соборов, придают ему особый характер. Однако, несмотря на великолепные замыслы архитектора Баженова, неустойчивость почвы заставила использовать более 2000 свай для укрепления грунта перед строительством.

Этот внушительный мост, сохранившийся до наших дней, стал крупнейшим из мостов XVIII века. По задумке Баженова, именно через этот мост Екатерина II должна была въезжать в свое новое имение, придавая ему особый величественный вход.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Фигурный мост

Фигурный мост, возведенный Баженовым в 1776–1778 годах, был создан гораздо оперативнее, чем его большой собрат. Этот мост, аналогично Большому фигурному, служит для связи Березовой рощи, принадлежавшей прежним владельцам, Кантемировым, с царицынскими дворцами.

В отличие от Большого моста, Фигурный мост некоторое время скрывает центральную панораму Царицыно, раскрывая всю свою красоту посетителям внезапно, когда они проходят под его аркой.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Музыкальный фонтан и остров-подкова

Остров-подкова, установленный на сваях, был создан еще в эпоху Екатерины II. А светомузыкальный фонтан, впечатляющий своим диаметром в 52 метра, начал свою работу в 2007 году. Захватывающий размах этой красоты проявляется в том, что под аккомпанемент музыки 900 струй одновременно взлетают вверх на высоту до 15 метров. Зимой это водное чудо закрывается куполом, а летом становится популярным местом для многочисленных свадебных фотосессий.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Оранжереи

В 1723 году сыновья Дмитрия Кантемира, став наследниками усадьбы Черная грязь, решили создать здесь плодовые сады и оранжерею, в которой разводили экзотические фрукты. Это хозяйство постоянно развивалось, и в начале XIX века оно считалось лучшим под Москвой.

Здесь существовали различные виды оранжерей — апельсиновые, персиковые, виноградные, ананасные. В оранжереях выращивали абрикосы, оливы, арбузы, а также декоративные цветы и кустарники. Восстановленные в начале XXI века оранжереи продолжают традицию выращивания экзотических растений, как это было 250 лет назад, когда эта практика только начинала свое развитие.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Павильон “Миловида”

Павильон «Миловида» представляет собой творение XIX века. Название «Миловида» – «милый вид» – происходит от архитектора Баженова, который в свое время возвел на этом месте деревянную беседку.

Павильон действительно предоставляет великолепный вид, позволяя наслаждаться видом на пруд с его искусственным островом до бесконечности. Здесь также популярны фотосессии, где посетители делают снимки в объятиях с павильоном, украшенным сфинксами.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Башня-руина

Башня-руина — это место, которое стоит посетить, чтобы подняться на ее верх и насладиться видом на окрестности. Название «руина» в данном контексте не обозначает разрушенное сооружение, а представляет собой архитектурный трюк того времени. В конце XVIII — начале XIX века модным считалось в парках создавать искусственные руины, и так появилась эта башня. По легенде, она связана с историей княжны Таракановой.

Граф Алексей Орлов, фаворит Екатерины II, отправился в Италию в поисках Таракановой, претендующей на российский трон как предполагаемая внебрачная дочь Елизаветы Петровны. На борту его корабля был художник, который делал зарисовки увиденного, и в одном месте создал эскизы развалин старинной крепости. Эти эскизы послужили основой для башни-руины, построенной из грубо обработанного камня. Народ прозвал ее «чертовой горой», так как лестница, ведущая наверх, изначально была без перил, и посетители часто травмировались. В наше время установили поручни для безопасности.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Павильон “Нерастанкино”

Еще одна постройка с привлекательным именем — Павильон «Нерастанкино», была построена в 1803-04 годах по проекту архитектора Ивана Еготова. Почему именно «Нерастанкино»?

Это название было выбрано из-за желания сохранить восхитительные виды на Верхний пруд и окрестности, создавая ощущение, что «невозможно расстаться» с этой красотой. Тем не менее, исторические планы парка 1816 года обнаруживают, что этот павильон изначально имел немного другое название — «Миростанкино».

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Беседка «Храм Цереры»

Беседка «Храм Цереры», созданная Иваном Еготовым в 1805 году, не просто архитектурное сооружение. Это место стало памятником событию, произошедшему в июне 1775 года, когда Екатерина Вторая отдыхала здесь, наблюдая праздник сенокоса, организованный её фаворитом Григорием Потемкиным.

Потемкин собрал местных жителей, чтобы они пели и плясали в честь урожая сена. Восхитившись этим событием, Екатерина решила увековечить его в виде беседки. Так как праздник был посвящен земле, в беседке была установлена скульптура Цереры — богини плодородия.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Памятники Казакову и Баженову

Проходя под великолепной аркой-галереей, которая сама по себе является архитектурным чудом, мы оказываемся на площади перед Большим дворцом, где возвышаются памятники двум выдающимся архитекторам своего времени: учителю, Василию Баженову, и его ученику, Матвею Казакову.

Баженов начал строительство Царицыно, но был отстранен от проекта, затем его ученик, Казаков, продолжил его дело. В результате работы обоих архитекторов так и не были завершены. Но их посмертно соединило это место — площадь перед главным дворцом, который они оба так усердно строили для великой императрицы. Памятник этим выдающимся личностям был установлен в 2007 году.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Пруды

В парке расположено множество прудов, часть из которых сформировалась еще в XVI веке, а другие появились в XVIII веке. Старейший из них — Борисовский пруд, своим именем напоминающий о временах царствования Бориса Годунова.

Наивысшую оценку красоте прудов в районе получает Верхний Царицынский пруд, который занимает площадь в 10 гектаров. Здесь созданы лодочные станции в тех же точках, где они существовали еще в XIX веке, подчеркивая популярность романтических катаний на лодках уже в те времена.

Среди остальных прудов выделяется Средний пруд, на котором расположен островок. На этом островке возведен известный светомузыкальный фонтан с диаметром 55 метров, который стал достопримечательностью всей Москвы. Для поддержания мелодичной и согласованной игры фонтана с музыкой под землей работает 82 насоса.

Залы и интерьеры Большого Дворца

Поскольку внутренняя отделка Большого Царицынского дворца не была завершена при жизни Екатерины II, а проекты Матвея Фёдоровича Казакова не сохранились, восхитительный интерьер парадных залов, который впечатляет посетителей, представляет собой результат творчества современных мастеров. Два парадных зала, Таврический и Екатерининский, были оформлены внутри здания по образцу аналогичных помещений в других дворцах.

Екатерининский зал

Екатерининский зал, основной зал Большого Царицынского дворца, расположен на первом этаже, справа от парадной лестницы. Парадная анфилада украшена в характерных для классицизма тонах: белом и золотом. Зеркала, вставленные по обе стороны от дверных проемов в белоснежные стены, создают эффектное отражение света от бра и люстры. Фрески украшают пространство над дверными проемами.

Также анфилада украшена бюстами деятелей Просвещения: Вольтера, Дени Дидро, Шарля Луи де Монтескьё, а также Фридриха Мельхиора Гримма — немецкого публициста и корреспондента Екатерины I. Коридор ведет посетителей в Екатерининский зал, который стал главным в ХХI веке после последней реставрации и был назван в честь основательницы — Екатерины.

Единственная античная деталь в помещении — трехтонная скульптура императрицы, созданная Александром Михайловичем Опекушиным в конце XIX века. Это изваяние, высотой 2,6 метра, было открыто к столетию со дня кончины императрицы и послужило знаменитым экспонатом государственного музея-заповедника «Царицыно».

Главный парадный зал величественно украшен сусальным золотом, создавая впечатляющую атмосферу. Помещение поражает посетителей роскошным деревянным паркетом, элегантными люстрами из хрусталя, прочными дубовыми дверьми и мраморными колоннами с элементами оникса, между которыми установлены изысканные канделябры. Потолок украшен лепным барельефом, выполненным мастерами Агейченко и Сайфутдиновым, а золотыми буквами написана фраза императрицы: «Власть без доверия народа ничего не значит».

Среди декоративных элементов зала выделяются три картины российского художника Евгения Николаевича Максимова, посвященные торжественному коронованию Екатерины Великой в 1762 году. Также присутствуют барельеф и триптих, посвященные этому событию. Из Екатерининского зала посетителей ведет изысканный коридор в следующий парадный зал, Таврический, который был назван в честь Григория Александровича Потемкина-Таврического, фаворита императрицы.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Таврический зал

Таврический зал, хотя и обладает внушительными размерами, но потолки в нем не такие высокие, как в Екатерининском. Он также стилизован под интерьер императорских помещений XVIII века, преобладают вишневые и золотистые оттенки. В зале установлены дорические колонны из мрамора, потолок украшен хрустальными люстрами и имитацией лепных орнаментов. Изысканный плафон выполнен современным архитектором Игорем Лозинским.

В Таврическом зале представлены портреты и бюсты известных деятелей Российской империи, созданные Василием Нестеренко и группой скульпторов под руководством Александра Бурганова. Белый рояль, установленный в одном из углов, используется во время проведения мероприятий. Также из зала можно попасть в небольшое помещение, где хранятся костюмы, соответствующие эпохе Екатерины II, их можно арендовать для фотосессий за отдельную плату.

Зачем ехать на прогулку в музей-заповедник «Царицыно»

Режим работы и особенности посещения

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, расположенный в Южном административном округе Москвы, в районе Орехово-Борисово Северное, приветствует посетителей каждый день с 6 утра до 12 ночи. Парк доступен для бесплатных прогулок, наслаждения его пейзажами и атмосферой.

Большой Царицынский дворец открыт для посещения каждый день, за исключением понедельника. В будние дни и в воскресенье здесь можно насладиться атмосферой с 10:00 до 18:00, а в пятницу и субботу — до 20:00. Билеты можно приобрести в кассе, прекращающей продажу за полчаса до закрытия, либо онлайн на сайте дворцово-паркового комплекса. Также возможно приобрести билеты по «Пушкинской карте» на официальном портале мэра и правительства Москвы.

Билеты предоставляют доступ не только в Большой Царицынский дворец и Хлебный дом, но и во все музейные пространства Царицына. Здесь насчитывается более 40 тысяч экспонатов, относящихся к царской семье, а также представляющих творчество советских народов. Среди уникальных экспонатов — средневековые украшения, старинные сервизы и портреты императрицы.

Помимо постоянных и временных выставок, в Большом Царицынском дворце проводятся временные выставки с экспонатами из фондов музейного комплекса и других московских музеев. Кроме того, здесь организуют ночные экскурсии, концерты классической музыки и чтецкие выступления. Зал Баженова, рассчитанный на сто человек, становится местом для проведения самых зрелищных и ярких событий.

Средняя стоимость билетов

Билеты в музей-заповеднике «Царицыно» имеют различные ценовые категории:

  • Комплексный билет, который предоставляет доступ ко всем экспозициям и выставкам Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов, стоит 650 рублей для взрослых и 200 рублей для студентов.
  • Единый билет на посещение Большого дворца и Хлебного дома оценивается в 350 рублей для взрослых и 80 рублей для студентов.
  • Комплексный билет в оранжереи доступен за 250 рублей для взрослых и 80 рублей для студентов.
  • Вход в парк является бесплатным.

Как добраться

В этом разделе представлены способы добраться до музейно-паркового комплекса «Царицыно».

Метро

Используйте станцию метро «Царицыно» или «Орехово». Станция «Орехово» находится ближе к входу в парк.

Электричка

Возможен вариант использования железнодорожной станции «Царицыно», которая расположена неподалеку от парка. Для этого можно воспользоваться электричками, следующими от Курского вокзала Москвы.

Заключение

Музей-заповедник «Царицыно» представляет собой уникальный архитектурный и исторический комплекс в южной части Москвы. Его описание охватывает разнообразие архитектурных шедевров, начиная от Большого Царицынского дворца и заканчивая живописными прудами и павильонами, такими как «Миловида» и «Храм Цереры». Своеобразное сочетание стилей, отражающее эпохи XVIII–XIX веков, делает музей особенно привлекательным для посетителей, интересующихся историей и культурой России.

История музейного комплекса уходит в глубокое прошлое, начиная с XVIII века, когда Дмитрий Кантемир и его сыновья превратили эти земли в удивительное место с прудами, дворцами и оранжереями. Несмотря на бурную историю строительства и изменений владельцев, «Царицыно» сегодня является невероятным музейным ансамблем, который позволяет гостям окунуться в атмосферу царской эпохи.

Архитектурная утонченность и красота парка гармонично сочетаются с его природными пейзажами и водными элементами. График работы, удобное метро и ж/д станция «Царицыно» облегчают доступ к этому уникальному месту. Музей-заповедник «Царицыно» становится не только историческим памятником, но и приглашением пройти в удивительное путешествие по эпохе и красоте, сохраненным в этом уголке Москвы.

Оцените статью
Где в Москве
Добавить комментарий

wp-puzzle.com logo