- Общие сведения
- Историческая справка
- Первые экспонаты
- Формирование основной экспозиции
- Конец XIX века
- Начало XX века
- Послереволюционные события
- Период Великой Отечественной войны
- Поздний период СССР
- Современность
- Особенности архитектуры
- Залы и экспозиции галереи
- Залы 8-15
- Зал 10
- Залы 16-31 и 35-37
- Врубелевские залы
- Залы XIX и XX веков
- Залы XVIII-XX веков
- Залы древнерусского искусства
- Третьяковская галерея сейчас
- Условия посещения
- График работы
- Средняя стоимость билетов
- Как доехать
- Наземным общественным транспортом
- На авто
- На метро
- Достопримечательности и активности поблизости
- Кафе, бары и рестораны
- Вывод
В данной статье мы погрузимся в историю и культурное наследие Третьяковской галереи, значимой коллекции российского искусства. От истоков её создания до сегодняшнего дня, мы раскроем богатство экспонатов, влияние на художественное развитие и роль в сохранении национальной культурной памяти.
Общие сведения
Государственная Третьяковская галерея, наиболее известный в России художественный музей, была основана в 1856 году купцом и коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым.
Этот музей, расположенный в историческом районе Замоскворечье, на сегодняшний день включает в себя свыше 200 тысяч произведений искусства, охватывающих период с XI по XX века. Он также является одним из федеральных объектов культурного наследия России.
Историческая справка
История создания Государственной Третьяковской галереи началась в середине XIX века благодаря инициативе купца Павла Михайловича Третьякова, который вместе со своим братом Сергеем управлял одним из крупнейших текстильных предприятий мира.
Постепенно молодые предприниматели стали увлекаться меценатством и проявлять интерес к искусству. В отличие от Сергея, который коллекционировал произведения художников из Западной Европы, Павел сосредоточил свою коллекцию на шедеврах отечественных художников.
Первые экспонаты
Знаковой датой в истории галереи считается 1856 год — в этот год Павел Михайлович Третьяков приобрел картину «Искушение» от художника Шильдерса и произведение Василия Худякова «Сцена контрабандистов».
Эти картины стали первыми экспонатами национального музея, мечтой которого был сам коллекционер. Вскоре коллекция Третьякова пополнилась работами других известных художников, включая Шишкина, Боголюбова, Клодта, Куинджи и многих других.
В самом начале своего существования, Государственной Третьяковской галерее было выделено несколько помещений в усадьбе братьев Третьяковых. Однако к концу 1850-х годов стало очевидно, что требуется больше пространства для экспонатов, и решено было возведение отдельного здания. Под руководством Александра Каминского, через пять лет строительные работы были завершены. Это двухэтажное здание с отдельным входом было пристроено к основному особняку.
Формирование основной экспозиции
Основной коллекцией галереи купец Павел Михайлович Третьяков начал формироваться в период с 1860-х по 1880-е годы. Он не только покупал произведения искусства, но и заказывал художникам работы. Например, Василий Григорьевич Перов создал для него портреты Достоевского, Тургенева, Даля и Майкова, а Иван Крамской — портрет Льва Толстого, Николая Ге — Герцена, Некрасова, Салтыкова и других. Некоторые из этих полотен Третьяков наблюдал за их созданием лично.
В 1880-х годах коллекция Третьякова пополнилась произведениями Михаила Врубеля, включая «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову». Затем в галерею начали поступать работы реалистов, отражающие крестьянскую и рабочую жизнь. Также в тот период в коллекцию были добавлены знаменитые «Богатыри» Виктора Васнецова. Но не все экспонаты были приобретены, многие из них галерея получила в виде пожертвований.
Иван Николаевич Крамской, художественный критик, оказывал Павлу Михайловичу Третьякову помощь в формировании экспозиции. Спустя десять лет после первых приобретений картин в Лаврушинском переулке, который до сих пор носит это имя, открылась усадьба-музей «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». В этой галерее было представлено около 1300 картин, почти 50 рисунков, 10 статуй и 84 полотна зарубежных художников.
За важные вклады в область искусства Павел Михайлович Третьяков был назван почетным вольным общником. Он поддерживал художников, которые на тот момент были малоизвестны, таких как Виктор Васнецов, Василий Максимов и другие. С использованием рекомендации Льва Николаевича Толстого, Третьяков приобрел картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына», несмотря на то, что это полотно не было одобрено императором.
Конец XIX века
В 1890-х годах Третьяковская галерея продолжала оставаться частной собственностью Павла Михайловича, но, как задумывал её основатель, стала национальным музеем. Это позволило каждому желающему посещать её абсолютно бесплатно. Передача произведений искусства государству состоялась в 1892 году, после смерти Сергея Третьякова. В своем завещании перед кончиной он передал всё своё имущество Москве.
Помимо выполнения воли своего брата, Павел Третьяков также добавил к его коллекции свои собственные произведения. Всего около 2000 шедевров были переданы городу вместе с зданием в Лаврушинском переулке. Мосгордума назначила его хранителем галереи, и на этой позиции он управлял выбором картин, покупкой произведений на государственные средства и заботился о расширении музейных помещений.
Коллекция произведений искусства продолжала расти, и вместе с ней расширялось и здание галереи. В 1870-90-х годах были добавлены еще четыре дополнительные пристройки, примыкающие к основному особняку. Эти пристройки использовались в качестве хранилищ или музейных залов.
После смерти последнего из братьев Третьяковых, в особняке, где они жили, начались выставки, а на первом этаже появились библиотека Третьякова, магазин сувениров, гардероб и офисные помещения.
В середине 1890-х годов, после того как Москва получила в дар коллекции братьев Третьяковых, русским благотворительным обществом любителей искусства МОЛХ был организован Первый съезд русских художников. Управление музеем перешло на Совет попечителей, состав которого переизбирался каждые четыре года. Этот орган принял решение добавить в экспозицию иконы, которые в свое время находились в купеческих покоях Третьяковых.
Позиции членов городской думы и Совета попечителей различались. После первой буржуазно-демократической революции в музее появился зал, где были выставлены портреты художников-демократов. Несмотря на консервативные взгляды думы, члены Совета выразили интерес к современным художникам и считали важным представлять их работы.
Начало XX века
В начале XX века Совет попечителей предложил объединить комплекс зданий в единую стилистику с национальными мотивами. Здание галереи, выполненное в древнерусском стиле, было построено в 1902-1904 годах по проекту Васнецова. Терем, созданный под руководством Башкирова, обошелся в 30 тысяч рублей. Таким образом, архитектурный облик галереи стал знакомым современным посетителям.
После художника-пейзажиста Ильи Семёновича Остроухова, который занимал должность попечителя галереи в течение 8 лет, этот пост был передан искусствоведу Игорю Эммануиловичу Грабарю.
Под его руководством произошли существенные изменения в методах представления экспонатов. Вместо того чтобы помещать последние поступления в отдельное пространство, картины стали располагаться в хронологическом порядке, отражая историю и развитие искусства.
Послереволюционные события
События революции 1917 года также оказали значительное влияние на организацию Третьяковской галереи. После национализации музея он стал важнейшим художественным центром государства, активно пополняемым произведениями из национализированных имущественных комплексов. Однако при этом галерея также отчасти потеряла некоторые экспонаты: картины зарубежных художников были переданы в музеи зарубежного искусства.
В пределах музея, помимо постоянных выставок, начались и временные экспозиции, включая работы Левицкого, Рокотова, Врубеля, Кончаловского и других. Коллекция расширялась благодаря деятельности комиссии по приобретению и залогам из других музеев. Пространство стало недостаточным. В 1920-е годы был создан запасной фонд картин в одной из церквей, а к середине 1930-х годов в Лаврушинском переулке было построено 16 новых зданий.
Период Великой Отечественной войны
Во время военных событий 17 поездов с экспонатами были отправлены из Москвы в Новосибирск и Молотов (современное Ульяновск) для временного хранения. Восстановление работы музея началось в мае 1945 года.
Тогда в коллекции было всего около 2500 произведений искусства. По возвращении всех экспонатов и продолжении расширения коллекции были построены новые здания — Инженерный корпус и Депозитарий. В это же время прошла реконструкция основного корпуса.
Поздний период СССР
В середине 1980-х годов Третьяковская галерея объединила свои усилия с галереей на Крымском Валу, которая получила название Новой Третьяковки. Было принято решение использовать это место для организации выставок современного искусства, в то время как в исторической усадьбе Павла и Сергея Третьяковых оставили экспонаты, созданные до начала XX века. Однако спустя год в старом здании начались ремонтные работы, которые затянулись на десять лет.
В течение всего этого периода основным зданием Третьяковской галереи оставалось сооружение на Крымском Валу, где представлены основные произведения искусства из Лаврушинского переулка.
Кроме того, в эти годы музейский комплекс расширился за счет включения нескольких домов-музеев и восстановленного храма Святителя Николая в Толмачах, где возобновились богослужения к концу прошлого века.
Современность
В Третьяковской галерее регулярно устраивают выставки, посвященные юбилеям известных художников. В то же время, в Инженерном корпусе уже более пяти лет успешно проходят кинопоказы. Коллекция музея постоянно обогащается произведениями искусства, и на данный момент их количество превышает 200 тысяч.
В настоящее время Третьяковская галерея является наиболее известным музеем в России, а ее статус как охраняемого государством объекта культурного наследия федерального значения подтверждает ее важность.
Особенности архитектуры
Основное здание Третьяковской галереи, первоначально принадлежавшее семье Третьяковых как жилой особняк, расположено в Лаврушинском переулке. Значительный вклад в современный облик этого сооружения внесли различные художники, среди которых Виктор Васнецов, Илья Калмыков и Александр Башкиров, в дополнение к семье Третьяковых.
Особенно важную роль в архитектурной концепции связи основного здания с окружающими постройками сыграл Васнецов, чей вклад был особенно актуальным почти 120 лет назад.
Виктор Михайлович Васнецов выделялся своим новаторским подходом, отказываясь от традиционной художественной практики, которая заключалась в создании произведений, существующих независимо от контекста окружающей среды.
Вместо этого он стремился формировать «русский стиль», объединяющий разнообразные художественные направления, включая фольклор, древнерусское искусство, архитектурные особенности того времени.
Таким образом, для комплекса зданий был разработан фасад в неорусском стиле, который объединил как традиционные национальные детали, так и современные архитектурные тенденции.
Внешний вид представляет собой кирпичный фасад, стилизованный под сказочный терем, сочетающий древнерусские черты и современные элементы. Особенности, заимствованные Васнецовым для Третьяковки, включают нарядно украшенные вход и окна, придавая им оригинальные архитектурные «кокошники».
Вход в здание выполнен архитектурно с выдвинутым вперед порталом, а стена над ним украшена выпуклыми рельефами. На барельефе изображен Георгий Победоносец, убивающий змея, представляющий один из распространенных мотивов древнерусской архитектуры. По обе стороны от двух рядов полукруглых окон расположено название музея, выполненное древним декоративным кириллическим шрифтом.
Несмотря на несколько декоративных горизонтальных профилей, выполненных в национальном стиле, здание выделяется среди других постройкой, стилизованных под старину. Фасад, разработанный Васнецовым, ставший символом Третьяковской галереи, отличается сбалансированностью декора, в отличие от других зданий, где иногда преобладал избыток архитектурных элементов, характерных для Древней Руси.
В дополнение к главному зданию, архитектурный ансамбль Государственной Третьяковской галереи включает в себя также храм-музей Святителя Николая в Толмачах и Депозитарий, где осуществляется сохранение и реставрация экспонатов.
С ними гармонично сочетаются корпуса Административного и Щусевского, залы последнего включены в основной экспозиционный маршрут. Также присутствует Инженерный корпус, где проводятся регулярные выставки и обеспечивается работа инженерно-технических служб.
Залы и экспозиции галереи
В здании Третьяковской галереи на Лаврушинском переулке общим числом 62 выставочных зала. Первые семь залов посвящены произведениям живописи и скульптуры XVIII века. Здесь представлены работы таких художников, как Никитин, Левицкий, Боровиковский, Мартос и другие.
В этих залах в основном представлены портреты, но также можно увидеть пейзажи и сюжеты из древнегреческих мифов. Эти семь залов содержат самые старые картины коллекции.
Залы 8-15
Экспонаты восьмого до пятнадцатого залов относятся к первой половине XIX века. Среди них находится известный портрет Александра Сергеевича Пушкина, написанный романтическим художником Орестом Адамовичем Кипренским в 1827 году.
Эта картина была заказана другом Пушкина, бароном Дельвигом, который был поэтом и издателем. На картине изображен Пушкин в половине фигуры, с наклоненной влево головой и скрещенными руками на груди.
Помимо работ Кипренского, в восьмом до пятнадцатого залов также представлены произведения Брюллова. Например, среди них есть картина «Всадница», написанная Карлом Павловичем в 1832 году в Италии в стиле конного портрета.
На этой картинах художник изобразил двух приемных дочерей своей знакомой, графини Юлии Самойловой. Это полотно было высоко оценено итальянскими критиками и ценителями искусства, когда оно было выставлено в галерее l’Accademia di Belle Arti di Brera.
Зал 10
В целом, десятый зал музея занята самой крупной картины размером 540×750 см — «Явление Христа народу». В Государственную Третьяковскую галерею она попала из Московского Румянцевского музея, где её передал Александр II. Андрей Иванов потратил около двадцати лет на создание этой картины и создал несколько сотен эскизов для разных ее частей. Некоторые из этих эскизов находятся в том же зале вместе с огромным полотном.
Залы 16-31 и 35-37
С 16-го по 31-й и с 35-го по 37-й залы представляют произведения искусства второй половины XIX века. Здесь посетителям доступны для просмотра картины таких художников, как Репин, Крамской, Суриков, Васнецов и других. Например, можно увидеть «Неизвестную» Ивана Крамского, которую часто называют «Незнакомкой». Это изображение модно одетой девушки в коляске, за которой просматривается Невский проспект в Петербурге.
Также в этом разделе Третьяковской галереи представлен эскиз Репина к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которая хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Первый завершенный эскиз, выполненный маслом, попал в Третьяковскую галерею еще при основателе музея. Павел Михайлович Третьяков приобрел полотно у Дмитрия Ивановича Яворницкого, которому сам Репин подарил эту картину.
Известная картина Ивана Саврасова под названием «Грачи прилетели», созданная в 1870-х годах, также находится в Третьяковской галерее. Этот холст был представлен на выставке «Московские общества любителей художеств» (МОЛХ).
Сам художник сделал копию этого пейзажа для жены Александра II, которая была показана в Вене, однако на данный момент местоположение этой копии неизвестно. Помимо оригинала, в галерее также хранится вариант картины, написанный Алексеем Кондратьевым в 1894 году.
В этом разделе произведений искусства второй половины XIX века также представлена картина Василия Сурикова под названием «Боярыня Морозова», являющаяся образцом реалистической живописи. Автор работал над ней в течение трех лет до 1887 года.
Также в этом разделе выставлена наиболее известная работа Виктора Васнецова — картина «Богатыри», создание которой заняло около 20 лет. На холсте изображены три главных героя русских былин: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Врубелевские залы
Залы 32-34 в этой части галереи называются Врубелевскими, так как они посвящены исключительно произведениям Михаила Врубеля. Среди наиболее известных его картин — «Принцесса Грез», «Демон Сидящий» и «Царевна-Лебедь». Вместе с ними к сказочному циклу относится и картина «Пан», размещенная также в этой секции. На ней изображен персонаж из древнегреческих мифов — Пан — на фоне русского пейзажа. Этот раздел Врубелевских залов завершает экспозицию на втором этаже.
Залы XIX и XX веков
На первом этаже в залах с 38 по 48 представлены экспонаты, которые относятся к пересечению двух веков: XIX и XX. Здесь посетители могут ближе познакомиться с творчеством художников, таких как Левитан, Кустодиев, Коровин.
Также выставлены работы, включая картину «Девочка с персиками» Валентина Серова, а также произведения первой российской женщины-скульптора Анны Голубкиной, чья мастерская также включена в музейный комплекс Третьяковской галереи.
Залы XVIII-XX веков
Залы с 49 по 54 посвящены графическим работам XVIII-XX веков. Экспонаты в этих залах часто меняются, примерно дважды в год, включая произведения из других музеев.
Заметно выделяются экспонаты следующего зала, называемого «Сокровищницей». Здесь представлены украшения с драгоценными камнями, золотые и серебряные украшения, переплеты книг, предметы богослужения и ризы различных исторических периодов.
Залы древнерусского искусства
Последние залы экспозиции посвящены древнерусскому искусству. Здесь представлены старинные иконы, созданные как известными мастерами, так и неизвестными иконописцами. Среди них произведения Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия и других.
Особо важными экспонатами считаются рублёвская «Троица», созданная в 20-х годах XV века, девятивековая «Спас Нерукотворный» и еще более древняя икона — Владимирский образ Божией Матери, которую, считается, создал апостол Лука.
Третьяковская галерея сейчас
Площадь выставочных залов в основном здании, расположенном на Лаврушинском переулке, превышает 12 тысяч квадратных метров, в то время как общая площадь всех музейных сооружений превышает 80 тысяч квадратных метров.
Большая часть этой площади занята служебными зданиями, мастерскими и хранилищами. Для посетителей доступно более сотни залов, из которых 63 находятся в главном здании, который ранее служил домом для семьи Третьяковых.
Помимо зданий, расположенных рядом с основным корпусом и создающих единый архитектурный комплекс, экспонаты также представлены в Новой Третьяковке на Крымском Валу. В этом здании демонстрируются произведения искусства XX и XXI веков.
Также к услугам посетителей есть творческая студия галереи с специальным пространством для выставок и лекционный зал, расположенные в Культурном центре на Малом Толмачевском переулке.
К меньшим музеям, принадлежащим Государственной Третьяковской галерее, относятся различные дом-музеи: музей, посвященный Павлу Дмитриевичу Корину, дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, и музей-квартира Апполинария Михайловича Васнецова.
Среди дополнительных площадок Третьяковской галереи также находятся музей-мастерская Анны Семеновны Голубкиной на Большом Левшинском переулке, и музей, размещенный в доме на 1-м Голутвинском переулке, где родились основатели галереи — Павел и Сергей Третьяковы.
Планируется расширение присутствия галереи и в других городах России. Самой ближайшей целью является открытие филиала в Самаре. Выставки из экспонатов, принадлежащих Третьяковке и другим ведущим музеям России, будут занимать примерно 2000 квадратных метров площади бывшего здания Фабрики-кухни.
Общая площадь выставочных залов в калининградском филиале составит около 5000 квадратных метров. Завершение строительства музейного комплекса во Владивостоке планируется к концу 2023 года.
Помимо стандартных экскурсий, Третьяковская галерея предоставляет посетителям широкий спектр дополнительных активностей. Среди них доступны интерактивные экскурсии, творческие мастерские для детей, лекции, литературно-поэтические музыкальные вечера, концерты и театральные представления.
В выходные и в праздничные дни семьи с детьми могут бесплатно получить специальные путеводители с увлекательными заданиями, разработанными для разных возрастных групп. Также в Инженерном корпусе есть возможность посмотреть фильмы.
Условия посещения
Рекомендуется потратить на осмотр экспонатов не более двух часов. Важно помнить, что посетителям запрещено проносить с собой оружие, транспортные средства, художественные произведения, музыкальные инструменты и аналогичные предметы.
Верхнюю одежду необходимо оставить в гардеробе, а крупные предметы, напитки и зонтики следует оставить в специальной камере хранения, расположенной в здании музея.
Учебные занятия и экскурсии на территории галереи допускаются только при предварительном согласовании с администрацией музея.
Осуществлять фотографирование или видеозаписи можно, но важно учесть, что использование вспышки запрещено, и необходимо соблюдать правила и указания, например, о запрете съемки на определенных участках.
График работы
Ежедневно, за исключением понедельника, музей готов принимать посетителей. С четверга по субботу он открывает свои двери в 10 утра и закрывает их в 21:00 вечера.
В остальные дни недели время окончания работы Третьяковской галереи сокращается на три часа, то есть музей закрывается раньше.
Средняя стоимость билетов
В среднем билет на одного взрослого человека обходится в 500 рублей, также существуют льготные категории граждан. На билете, который вы приобретаете, указаны дата и время вашего посещения.
Сеанс представляет собой временной интервал продолжительностью 30 минут, в течение которого вы можете войти в галерею. Если вы решите осмотреть экспозицию без сопровождения экскурсовода, у вас есть возможность заказать аудиотур.
Как доехать
Для удобства посетителей Третьяковской галереи предоставляется разнообразные варианты транспортных средств для добора до места. Независимо от выбранного способа, с легкостью можно добраться до музея, наслаждаясь комфортной поездкой и обогащая свой опыт исследования искусства.
Наземным общественным транспортом
Третьяковская галерея находится в центральной части Москвы по адресу: дом 10, Лаврушинский переулок. Путь к музею можно выбрать среди различных видов общественного транспорта
Если вы выберете наземный транспорт, обратите внимание на ближайшие к Третьяковской галерее остановки: «Большая Якиманка» и «Метро Третьяковская». До обеих остановок можно доехать на автобусах: для первой остановки подойдут маршруты №М6 и №Т8, а для второй — автобус №М5.
На авто
Несмотря на то, что посетители обычно предпочитают использовать общественный транспорт или прогулки пешком для поездки в Третьяковскую галерею, также есть возможность доехать на собственном автомобиле. Важно учесть, что автомобильное движение по Лаврушинскому переулку ограничено.
Ближайшие парковочные места к музею являются платными и расположены в Малом Толмачевском или 1-м Кадашёвском переулках.
На метро
Если вы выберете самый быстрый и популярный способ передвижения — метрополитен, то наименьшее расстояние придется пройти от станции «Третьяковская». От этой станции до Третьяковской галереи всего около 350 метров. Немного дальше, примерно на одинаковом расстоянии, находятся станции «Полянка» и «Новокузнецкая», от которых придется идти вдвое дольше, примерно восемь минут.
Достопримечательности и активности поблизости
Поблизости от Третьяковской галереи расположены интересные места, которые также заслуживают внимания.
Вот несколько достопримечательностей, которые стоит рассмотреть вместе с посещением галереи:
- Музей Кадашевская слобода — исторический ансамбль старинных домов.
- Дом Е.С. Лобковой — архитектурное наследие XIX века.
- Церковь Николая Чудотворца в Толмачах — древняя православная церковь.
- Государственная научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского — образовательное учреждение с богатой коллекцией.
- Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке — известное духовное сооружение.
- Якиманский сквер — уютный парк для отдыха.
Кафе, бары и рестораны
В непосредственной близости от Третьяковской галереи можно обнаружить разнообразные заведения общественного питания. Вот несколько из них:
- Дель Арте — ресторан итальянской кухни.
- Baci Abbracci — уютное место с итальянской атмосферой и блюдами.
- Ресторан & бар Tutta la Vita — место для приятных ужинов и вечерних посиделок.
- Кофе On — кафе с ароматным кофе и легкими закусками.
- Чайхона №1 — ресторан восточной кухни с аутентичной атмосферой.
Вывод
Третьяковская галерея — величественный свидетель искусства и истории России. В экспозиции насчитывается более 200 тысяч экспонатов, отражающих эволюцию и красоту искусства с XI до XX века. Это не только сокровищница произведений, но и отражение души эпохи.
От скромных начал до национального музея, галерея неизменно привлекает, обогащает и вдохновляет своих посетителей. Это место, где хранится наследие и передать грядущим поколениям.
Третьяковская галерея — символ российской культуры и искусства, играющий важную роль в формировании художественного облика нации.